Шаблоны для Dle 10.5 форекс портал
Авторизация
 
  • 16:03 – До житомирського ТТУ надійшла нова партія нових тролейбусів 
  • 16:01 – Лежали у ямах по 3 чоловіка: на Житомирщині знайшли останки шести солдатів радянської армії 
  • 09:03 – Неодноразово погрожували: на Житомирщині рідні лісника, якого переїхав ЗІЛом односелець, вважають його смерть не випадковою 
  • 10:09 – Водоканал повідомляє про ремонті роботи та відключення води у Житомирі (АДРЕСИ) 
  • 12:01 – У Житомирській області командира взводу взяли на хабарі. ФОТО 

Украина – не Россия.

29 апреля 2009 г. в Москве состоялась встреча главы Московского Патриархата патриарха Кирилла с Премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Основная часть диалога между ними проходила за закрытыми дверями в формате "один на один". Однако и нескольких минут протокольной съемки перед телекамерами в начале встречи, показанных публично, достаточно для того, чтобы получить представление об основных тезисах позиции нового Московского Патриарха в отношении Украины.


Киев – "наш"

В ходе встречи патриарх Кирилл сказал, что "для Русской Православной Церкви Киев – это наш Константинополь со своей Святой Софией, это духовный центр русского Православия. Именно так мы воспринимаем Киев – как южную столицу русского Православия". Как опытный дипломат, патриарх в этих двух фразах сказал очень многое. А именно: Киев – "наш". Он – центр именно "нашего", "русского" Православия. Такое определение было подчеркнуто дважды. Примечательно, что в ответном слове Юлия Тимошенко говорила о Киеве, как святом месте для "всех православных", старательно избегая национальной конкретики.

В преддверии своего визита в Украину Предстоятель РПЦ пытается подкупить украинскую власть своей готовностью делать все, "чтобы развивались отношения между Россией и Украиной, чтобы преодолевались те трудности, которые существуют, чтобы духовная органическая связь оказывала благодатное влияние на все остальные сферы человеческой жизни". Ранее в украинской печати архимандрит Кирилл (Говорун), бывший долгое время помощником митрополита Кирилла (Гундяева), прямо говорил о готовности последнего быть посредником между Украиной и властными кругами в России. Такие предложения Московского Патриарха приобретают особое звучание в свете приближающейся избирательной кампании – президентской, а возможно и парламентской. Глава РПЦ дает понять, что готов "развивать, преодолевать, оказывать благодатное влияние" в нужном для заинтересованных лиц направлении. Конечно же не просто так…

Владыка Кирилл неоднократно утверждал, что "украинский раскол", как он именует Киевский Патриархат, держится исключительно благодаря поддержке властей. Похоже, что он и сам в это верит, и пытается убедить в этом других, например Константинополь. В 2001 г. на переговорах в Цюрихе он убеждал делегацию последнего, что незачем вести диалог с Киевским Патриархатом, так как весной 2002 г., после выборов в парламент, "на Украине будет пророссийская власть". Того же ожидали в 2004 г. На это же надеются и сейчас.

Поэтому Московский Патриарх настойчиво предлагает для реализации антиномическую модель: "украинская власть не должна вмешиваться в церковные дела" - это когда власть делает что-то, неугодное Москве; и "украинская власть должна способствовать преодолению раскола" - это когда она изъявляет желание поступать согласно указаний "первопрестольной". Вероятно за закрытыми дверями эту же модель взаимодействия патриарх предлагал и Юлии Владимировне.

Примечательно, что о церковном диалоге, о диалоге с Киевским Патриархатом, патриарх Кирилл не сказал ни слова. Он не хочет, чтобы "власть вмешивалась в церковные вопросы", но именно с властью, а не с Церковью, предпочитает вести диалог о будущем "русского православия" в Украине.

Наконец, в том же духе, что и предыдущие пункты речи патриарха Кирилла, была выдержана и обращенная к украинскому премьеру просьба "не считать его иностранцем". За всей внешней благожелательностью этой просьбы стоит конкретная мысль: "Наши государства по сути одна страна". И еще закрадывается мысль - не хочет ли патриарх Московский вести диалог с украинской властью в обход своего митрополита Киевского?


Не-Украина

В современной России все большее распространение получают идеи, казалось бы утратившие актуальность еще в первой половине ХХ века. А именно – что никакой Украины, украинских нации, культуры, истории, языка и так далее не существует. Есть некая группа в составе русского народа, называемая "малороссами". Она – ни в коем случае не отдельный народ, а лишь южное ответвление русского народа. И языка украинского нет – это лишь "малороссийское наречие", появившееся вследствие долгого подчинения "южных русских" полякам. Соответственно нет никакой украинской культуры или истории, отдельных от общерусской культуры и истории. Как не может быть отдельной "тверской истории" или "суздальской культуры".

Такие взгляды на Украину были характерны для времен Российской империи. По инерции они активно жили в националистических кругах русской эмиграции в 20-40-х годах. Однако со временем они, казалось бы, сошли на нет.

Второе дыхание великодержавная идея, отрицающая самостоятельное бытие Украины, получила во времена "путинской реставрации", для которой характерно причудливое скрещивание имперского, большевистско-сталинского и кагебистско-брежневского наследия. Яркой иллюстрацией такого идеологического скрещивания стала экранизация Владимиром Бортко "Тараса Бульбы" Гоголя, в которой из "украинского" у казаков остались только шаровары с оселедцами. А все остальное: земля, душа, товарищество и прочее – стали не просто русскими, а фактически "российскими", "федеральными".

Чем больше внутренних проблем и противоречий порождает эта новая "сырьевая империя", разъедаемая властным произволом, масштабной коррупцией, тлеющими национальными противоречиями и экономической отсталостью, тем сильнее проявляется ее потребность во внешних конфликтах. Ведь именно на них можно сосредоточить внимание своих граждан, отвлекая их от множества реальных домашних проблем.

В империях и тоталитарных обществах ничто так не сплачивает, как общий враг. Нынешней "вставшей с колен" России нелегко тягаться со своими вчерашними реальными противниками – США, Европой, Китаем. Поэтому главными врагами были назначены более слабые соседи – бывшие сателлиты советской империи: страны Балтии, Украина и Грузия. Они, в отличие от Китая и США, "сдачи не дадут".

В этой группе новых врагов Украина занимает отдельно место, так как у России с ней намного больше общего, чем с Прибалтикой или Грузией. И потеря контроля над Украиной для нее намного болезненнее. Ведь российская история, культура, государственность берут свое начало из Киева, который оказался "за границей". Московские столпы "путинской реставрации" не могут с этим смириться. Они никогда не согласятся с тем, что "Украина – не Россия".

Из внутреннего кремлевского круга враждебные Украине, как таковой, идеи постепенно переходят в публичную плоскость. Характерным в этом отношении стало выступление тогда еще Президента России Владимира Путина на саммите НАТО в апреле 2008 г. в Бухаресте. Из него следовало, что фактически Украины не существует, что это почти искусственно собранный в советское время конгломерат разнородных земель, культур, ментальностей. Что Украина – почти что "русская". Эту же линию продолжил неофициальный, но влиятельный спикер Московской патриархии Андрей Кураев, в то время еще диакон, который на встрече в Днепропетровске прямо говорил: Украины нет. Есть "семь разных Украин". Поэтому, дескать, и Украинской Церкви быть не может. Таких же позиций придерживаются курируемые из Москвы "блистательные одесситы" и приравненные к ним не многочисленные, но многоречивые иерархи УПЦ МП.

С тех недавних пор владыка Кирилл из второго лица Московской патриархии стал первым, Путин стал "не первым, но и не вторым" лицом в России, диакон Кураев за активную медиаподдержку избирательной кампании Местоблюстителя стал камилавконосным протодиаконом, а "блистательная" компания получила несколько явных знаков "патриаршего благоволения".

Не поменялось одно – отношение к Украине. Ведь "украинский церковный вопрос" с одной стороны – неприятная заноза для Москвы, а с другой – отличный повод для создания из Украины "образа врага". Пусть люди лучше переживают за храм на Сумщине, чем задаются вопросом о милицейском беспределе и политическом бесправии. Или почему в магазине цены растут. Или почему без взятки от власти ничего нельзя добиться. Или почему Москва живет, а остальная Россия – существует. Или, кто более продвинут, зачем в центр "альтернативной РПЦ" – Суздаль – на фоне решений судов об изъятии у нее храмов свозятся сотни ОМОНовцев. Или... Или...


Москва – "второй Ватикан"

Еще летом прошлого года владыка Кирилл скандировал со сцены рок-концерта в Киеве: "Россия, Украина, Беларусь – это есть Святая Русь". А уже в новом качестве главы Московского Патриархата он стал активно выступать с идеей "исторического пространства Святой Руси" и "укрепления единства Московского Патриархата на всей его канонической территории". Последнее по смыслу и духу звучит так, как "наведение конституционного порядка" по отношению к Чечне в 1990-х или "принуждение к миру" по отношению к Грузии в 2008-ом.

Именно с таких позиций новый Московский Патриарх подходит к разрешению проблемы "украинского раскола". Она для него – это лишь политическая проблема окраинного сепаратистского движения. Патриарх, как и многие в Москве, искренне верит в то, что Киевский Патриархат держится на трех вещах: личных амбициях его Предстоятеля, украинском национализме и поддержке власти. Реальная поддержка большинства народа для них – не в счет. Поэтому и действовать в отношении Украины владыка Кирилл собирается, очевидно, в трех направлениях – дискредитируя патриарха Филарета, утверждая единство Украины с Россией и заигрывая с власть имущими, используя их слабые места и взаимные противоречия.

Кампанию по дискредитации Киевского Патриарха возглавлявшийся владыкой Кириллом ОВЦС ведет давно. В ней он использовал и свои рычаги влияния на руководство УАПЦ, и контакты внутри иерархии Киевского Патриархата. Одним из последних ходов такого рода стала авантюра с заявлениями бывшего архиепископа Донецкого Юрия (Юрчика) против патриарха Филарета. Финал ее трагикомичен – подав прошение о принятии в Московский Патриархат, Юрий оказался … священником в Донецкой греко-католической епархии.

Идеология "триединой Святой Руси" из Москвы выглядит красиво, но в Украине ее эффективность сомнительна. В том, что "Украина есть Россия" не сложно убеждать россиян – весь аппарат кремлевской теле-радио-интернет-пропаганды под рукой. Есть аудитория для такой идеологии и в Украине. Но здесь она никогда не станет идеологией большинства. Она обречена на маргинальность.

Кирилл хочет превратить Москву в "третий Рим", скорее похожий на "второй Ватикан". Однако сила и привлекательность и Рима, и Ватикана – в их универсальности, над-национальности. Московская же патриархия, вместо того, чтобы, претендуя на некий универсальный статус, самой становится наднациональной, предпочитает нивелировать национальные различия, предлагая идею "русского мира", "Святой Руси", делая всех "русскими". А в этой идее нет места ни Украине, ни Беларуси, которые идут своим путем. Разным - но своим.

Разделение на несколько автокефальных Церквей не мешает единству эллинского мира. Так почему же административная независимость Киевской Церкви от Московской, по мнению руководителей последней, непременно приведет к краху "Святой Руси"? Возможно потому, что под вывеской "Святой Руси" в Москве хотят утвердить не духовное единство братских славянских народов, а власть на пост-советском пространстве новой кремлевской империи.

Вряд ли будут иметь успех и заигрывания с украинской властью. При всем различии в политических взглядах все три украинских президента в той или иной форме поддерживали независимость Украинской Церкви от Москвы. Кто бы не стал Президентом Украины на следующее пятилетие – он, так или иначе, будет вынужден продолжать ту же линию. Если он, конечно, хочет быть Президентом, а не кремлевским зиц-председателем.

Идеология "единой Руси" вряд ли найдет глубокий отклик даже в УПЦ МП. Ведь ее претворение в жизнь на прямую будет вести к сужению прав УПЦ, превращению ее независимости во все более декоративную фикцию. Конечно многим в УПЦ МП нравится, что за их спиной стоит Москва. Но все меньше становится тех, кто хочет за это платить идеологической и политической поддержкой интересов Кремля.

Что делать?

Патриарх Кирилл – один из идеологов и конструкторов той ситуации, которая сложилась в Украинской Церкви на сегодня. Именно он курировал "украинский вопрос" с 1990 года. Однако все его инициативы и действия приводили совсем не к тем результатам, которые ожидались. Отторжение митрополита Филарета привело к созданию крупной и влиятельной Поместной Церкви, составляющей Московскому Патриархату серьезную альтернативу. Попытки подорвать авторитет патриарха Филарета через анафематствование и внешнюю изоляцию показали свою бесплодность и привели к необходимости всякий раз капитулировать перед Константинополем по другим вопросам – лишь бы сохранить статус-кво в Украине. А приведенное Кириллом в 1992 г. к власти пророссийское руководство УПЦ МП неуклонно дрейфует в украинскую сторону.

Созданная Кириллом в Украине конструкция показала свою неэффективность с точки зрения поставленных перед нею задач. Однако сейчас, уже в сане Патриарха, владыка Кирилл цепляется за нее с завидным упорством. Подстраиваясь под идеологию "путинского возрождения", Московский патриарх едет в Украину с намерением доказать ей, что она – Россия, игнорируя очевидное: это не так. И лучшее, что, исходя из сложившихся реалий, мог бы сделать в такой ситуации патриарх Кирилл, – начать именно церковный диалог, приоритетной целью которого должны быть польза и благо для Православия в целом и Украинской Церкви в частности, а не для Кремля или Чистого переулка. Ведь рано или поздно Московской патриархии придется считаться с реалиями, как пришлось Константинополю признать возникшие на развалинах Оттоманской империи автокефальные Церкви. В руках владыки Кирилла ответ – сделает он это добровольно, с пользой для Православия и будущего РПЦ, или, в очередной раз устремляясь за призраками былого имперского величия, будет вынужден подчиниться диктату реальности.
рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
загрузка...
Оставить комментарий


Новини України і світу
  • Реклама
  • Ваш вибір?
  • Опитування
Чи підтримуєте ви ініціативу введення візового режиму України з Росією?
Рекомендуємо
  • Погода
  • Пошук роботи
  • Партнери

вологість:

тиск:

вітер:

вологість:

тиск:

вітер:

Загрузка...
Загрузка...

UKR.NET -новини зі всієї України!
Квитки онлайн та фільми в кінотеатрах.
Пошук автомобілів по найкращій ціні на AVTOsale.ua.
Повна телепрограма на тиждень від TVgid.ua.

Гороскоп
Ми в соцмережах
  • Вконтакті
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+